Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в разных случаях обыватели называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из вышеуказанных названий не является верным и научно-обоснованным названием, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое наименование более 7 лет назад, количество следователей, судей, юристов, адвокатов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не уточняя конкретного вида экспертизы.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис экспертной организации, где имеются бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков).

В этих случаях возникает ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные инстанции без исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за элементарной грамотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспорта и прочих участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и других объектов по покрытию автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверная разметка дорожного полотна, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных знаков и прочие негативные условия ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.